30.05.2007 в 08:55
Пишет [J]доктор Таракан[/J]:Гекерторн
В общем, нафиг печатне издание, что нужно было, я уже нашел.
Итак, Чарльз Уильям Гекерторн "Тайные общества всех веков и всех стран"
РЫЦАРИ ХРАМА
ТАМПЛИЕРЫТАМПЛИЕРЫ
147. Основание ордена. — Орден рыцарей Храма возник во время крестовых походов. В 1118 г. девять храбрых и благочестивых рыцарей составили общество, соединявшее в себе черты монахов и рыцарей. Они избрали в покровительницы «La douce mere de Dieu» ("Кроткую Матерь Божью" - фр.) и обязались жить сообразно правилам св. Августина, клянясь посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь защите таинств христианской веры, оказывать полное повиновение великому магистру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными. Они также произнесли обет целомудрия и бедности, обещая не переходить ни в какой другой орден, не сдавать ни стены, ни фута земли Король Болдуин II дал им часть своего дворца, и так как он стоял близ храмовой церкви, настоятель дал им улицу, ведущую из церкви ко дворцу, и вот почему они назывались «Войском Храма» (militia templi)
148 Успехи ордена — Первые девять лет после учреждения ордена тамплиеры жили в большой бедности. Хуго Де Пэйн и Готфрид Сент-Омер, основатели, имели одну боевую лошадь, факт, увековеченный в печати ордена представляющей двух рыцарей на одном коне. Вскоре после этого папа Гонорий утвердил орден и признал белый плащ — к которому Евгений III прибавил красный крест на груди — отличительной одеждой тамплиеров. Орден также принял знамя, сделанное из полосатого полотна, белого с черным, называемого Босеан (на французском языке это означает пегую лошадь), и это слово сделалось боевым кличем рыцарей. На знамени был крест с надписью «Non nobis, Ljvine, sed nomini tuo da glorian» (Не нам, не нам, а имени твоему - лат).
149. Описание командорств. — Командорства находились в восточных и западных провинциях; первые включали Иерусалим, Триполи, Антиохию, Кипр, последние — Португалию, Кастилию и Леон, Арагон, Францию, а также Фландрию и Нидерланды, Англию, Ирландию, Германию, Италию и Сицилию. Пока Иерусалим находился в руках христиан, главное местопребывание тамплиеров было в этом городе; впоследствии оно было перенесено в Париж, где они воздвигли большое здание, еще недавно известное под названием Тампля. В этом здании Филипп Красивый укрылся во время мятежа в 1306 г., где тамплиеры защищали его, пока ярость народная не утихла. Говорят, что рыцари по неосторожности обнаружили перед королем свои громадные сокровища. Впоследствии, при более грозном восстании, здание, служившее неблагодарному королю убежищем, превратилось в тюрьму для его несчастного преемника; недавно этот памятник королевского вероломства и мстительного рока, поразившего невинного, был срыт.
150. Обвинения против ордена. — К концу двенадцатого столетия в ордене насчитывалось около тридцати тысяч членов, по большей части французов, и великий магистр всегда избирался среди французов. Орден мог набрать большую армию в любой части Востока, и флот их занимал главное место в восточной торговле. Тут «и отошли от своего первоначального смирения и благочестия. Палестина была потеряна, и они не сделали усилий возвратить ее, но часто обнажали меч — который должен был служить только Богу, как они понимали эту фразу, — в войнах тех стран, в которых жили. Они сделались горды и надменны. Умирая, Ричард Львиное Сердце сказал- «Я оставляю скупость цистерцианским монахам, роскошь — монахам нищенствующим, гордость — тамплиерам», — тогда как они, может быть, только чувствовали свое собственное могущество. Английские тамплиеры осмелились сказать Генриху III: «Ты будешь королем, пока справедлив», — зловещие слова, заставившие призадуматься Филиппа, короля французского, который, подобно многим другим государям, желал быть несправедливым безнаказанно. В Кастилии тамплиеры, госпитальеры и иоанниты соединились против самого короля. Может быть, они стремились ко всеобщему владычеству или учреждению Западного государства, как тевтонские рыцари в Пруссии, госпитальеры на Мальте или иезуиты в Парагвае. Но едва ли есть повод к этим обвинениям, особенно к первому, принимая во внимание, что члены ордена были разбросаны по всей земле и могли в крайнем случае захватить правление в каком-нибудь отдельном государстве, как, например, в Арагоне, но не привести в исполнение план, для которого не хватило сил даже у Карла Великого. Более основательные обвинения состоят в том, что они возмутили Палестину своим соперничеством с госпитальерами, вступали в союз с неверными, вели войну с Кипром и Антиохией, свергли с престола короля иерусалимского Генриха II, опустошали Грецию и Фракию, отказались участвовать в выкупе св. Людовика, приняли сторону Арагона против Анжу — непростительное преступление в глазах Франции — и много других обвинений. Но величайшее преступление их состояло в чрезмерном богатстве; следовательно, их падение было предрешено.
151. Заговор против ордена. — Филипп Красивый истратил все до последнего су. Победа при Моне пуще поражения разорила его. Он был обязан возвратить Гвиану и лишался Фландрии. Нормандия восстала против налога, который он был вынужден отменить. Народ в столице был так восстановлен против правительства, что нашли необходимым запретить собрания более чем в пять человек. Как достать денег при подобных обстоятельствах? Евреи не могли дать более ничего, потому что у них все было исторгнуто пенями, заточениями и пытками. Необходимо было прибегнуть к какой-нибудь большой конфискации, не обидев сословий, на которые опиралась королевская власть, и заставить их думать, что стремились не к добыче, а к наказанию злоумышленников, к большей славе религии и торжеству закона. По наущению Филиппа Красивого стали публиковать пасквили против ордена тамплиеров; в этих пасквилях заключались самые нелепые обвинения против его членов в ереси, безбожии и еще худших преступлениях. Большой вес приписывался показаниям против тамплиеров двух ренегатов ордена, флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осужден великим магистром на пожизненное заточение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.
152. Внимание, оказываемое великому магистру. — Бертран де Гот, который благодаря влиянию французского короля сделался папой Климентом V, был убеждаем первым исполнить последнее из пяти условий, на которых король дал ему возможность занять престол св. Петра. Первые четыре условия были обозначены, но Филипп отложил назвать пятое до удобной минуты, и из его последующего поведения нет никакого сомнения, что уничтожение ордена Храма было этим последним условием. Прежде всего надо было захватить великого магистра, Якова Моле. По просьбе папы приехать во Францию посоветоваться о мерах, какие следует принять для завоевания Святой земли, он оставил Кипр и приехал в Париж в 1307 г., в сопровождении шестидесяти рыцарей, и привез с собой 150000 флоринов золотом и столько серебра, что оно было навьючено на двенадцати лошадях, и сложил его в Тампле в Париже.
Чтобы обмануть его, король, план которого еще не созрел, обращался с великим магистром с величайшим уважением, пригласил в крестные отцы к своему сыну и выбрал в числе самых знаменитых лиц нести погребальный покров своей невестки. На следующий день после похорон великого магистра арестовали со всей его свитой, были посланы письма к должностным лицам в провинции, наказывавшие 13 октября 1307 г. захватить всех тамплиеров, их дома и имущество во всем королевстве. Несколько тысяч членов ордена, рыцари и остальные братья, были таким образом взяты в плен.
153. Обвинение против тамплиеров. — Тамплиеров обвиняли в том, что они не признают Христа, Святой Девы и святых, плюют на крест и топчут его ногами, а поклоняются в темной пещере идолу, изображающему фигуру человека, покрытому старой человеческой кожей и с блестящими карбункулами вместо глаз; что они мажут его жиром изжаренных маленьких детей и смотрят на него, как на своего бога; поклоняются дьяволу в виде кошки, жгут тела умерших тамплиеров и отдают пепел младшим братьям примешивать к их пище. Их обвиняли в разных преступлениях, в страшном разврате и в суеверных гнусностях, в которых могут оказаться виновны только сумасшедшие. Чтобы заставить их признаться в этих преступлениях, их подвергали пыткам, не только во Франции, но и в Англии, потому что Эдуард II соединился с Филиппом, чтобы уничтожить этот орден. Много рыцарей в мучениях пыток сознались в преступлениях, в которых их обвиняли; сотни умерли, не сделав никаких признаний; многие, уморили себя голодом или иначе лишили себя жизни в тюрьме. Процесс растянули на семь лет; преследование распространилось на другие страны; в Германии, Испании и на острове Кипр орден был оправдан, в Италии, Англии и Франции, однако, судьба его была решена, хотя одно время была надежда на спасение, потому что папа, видя, что Филипп и Эдуард захватили все деньги и все имущество тамплиеров и, по-видимому, намеревались не дать ему его доли в добыче, принял сторону ордена. Но когда оба короля сделали ему уступки, он опять стал поддерживать их, хотя теперь мы знаем, что он жаловался на малую долю добычи, доставшейся ему.
154. Сожжение рыцарей. — Скука тянувшегося лживого суда оживлялась время от времени казнью рыцарей, не хотевших сознаться в преступлениях, в которых не были виновны. Пятьдесят девять доблестных рыцарей были выведены однажды в поле за монастырем ев Антония, где в землю были вбиты столбы и приготовлены хворост и уголь. Рыцарям предлагалось прощение, если они сознаются; но они отказались и были сожжены на медленном огне. В Санли сожгли девять рыцарей и гораздо больше в других местах. Во всех этих случаях, также и при ужасных сценах в камере пыток, доминиканцы были мнимыми свидетелями.
155. Яков Моле. — Великий магистр оставался в тюрьме пять с половиной лет, и нет никакого сомнения, что его беспрестанно подвергали пыткам. Признание, которое приписали ему, вероятно, было подложным. Наконец, 18 марта 1313 г. он и Ги, великий наставник ордена, были сожжены на медленном огне на маленьком острове на Сене, где впоследствии была воздвигнута статуя Генриха IV; оба до последней минуты клялись в невинности ордена.
156. Таинства тамплиеров. — Не придавая большого значения признаниям, исторгнутым насилием, или доносам, внушенным мщением, жадностью и раболепством, все-таки следует признать, что рыцари Храма в своих верованиях и обрядах имели что-то особенное и таинственное, совершенно отличное от статутов, мнений и обрядов других религиозно-военных обществ. Их продолжительное пребывание на Востоке, в опасной Палестине, переполненной греческими раскольниками и еретиками, которые, будучи изгнаны из Константинополя, укрылись у арабов; их соперничество с госпитальерами, соприкосновение с сарацинским элементом, наконец потеря Святой Земли, повредившая им в глазах света и сделавшая праздной их жизнь, — все это и многие другие обстоятельства подействовали на это учреждение совершенно непредвиденным образом, не согласуясь с направлениями первоначального учреждения, и способствовали появлению идей и обрядов, не совместимых с ортодоксальной мыслью, положившей начало, оживлявшей и укреплявшей это военное братство, и даже совершенно противоречивших ей.
157. Храм и церковь. — Само название ордена некоторым образом указывает на мятежное честолюбие. Храм — более величественное, более обширное и более понятное название, чем церковь. Храм выше церкви; У последней обозначено число основания и место нахождения, первый существовал всегда. Церкви падают, Храм остается как символ родства религий и вечности их духа. Рыцари Храма могли, таким образом, считать себя иереями этой религии, не скоротечной, а постоянной, и искатели могли думать, что орден, делая их защитниками Храма, намерен посвятить их во второе и лучшее христианство, в более чистую религию. Между тем как Храм означал для христиан Святой Гроб, он напоминал мусульманам храм Соломона, и легенда, относившаяся к последнему, служила связью с обрядами франкмасонов и других тайных обществ.
158. Храм — символ Святого Духа. — В другом смысле Церковь можно назвать домом Христа, но Храм — дом Святого Духа. Это та религия духа, которую тамплиеры наследовали от манихеев, от альбигойцев, от сектантского рыцарства, предшествовавшего им. Как защитники гроба Господня, они оставались верны своей вере, но думали, что Господь сошел на землю, чтобы проповедовать именем Вечного Духа, к которому главным образом обращалось их поклонение, и, подобно гностикам и манихеям, они праздновали пятидесятницу больше, чем Пасху, потому что в последнюю сам Божественный Дух снизошел и распространился по лику земли. Таким образом, в некотором смысле это было дополнение, а в другом — отрицание католического догмата: Святой Дух есть всеобщая совесть.
159. Учение тамплиеров. — Обряды при посвящении, монументы, даже процесс показывают преобладание религии Духа в тайных доктринах Храма. Тамплиеры извлекли большую часть своих сектантских и иноверных наклонностей из последнего эпического цикла средних веков — из того периода, в котором рыцарство, очищенное и организованное, отправлялось отыскивать Сан-Грааль, мистическую чашу, принявшую кровь Спасителя, из той эпохи, в которой Восток в нападениях, вооруженный и не вооруженный наукой арабов, кознями и ересями, обратился против Запада.
160. Посвящение, — Многое было сказано о способе посвящения: что оно происходило по ночам в капелле, в присутствии капитула; что все посторонние строго исключались; что сопровождали его развратные обряды и что кандидата принуждали отказываться от креста, проклинать и плевать на него — того креста, за который они пролили столько своей крови, за который пожертвовали своею жизнью. Мы видели, что это было одним из главных обвинений против ордена. Было ли это справедливо? По всей вероятности, было; но этот обряд можно объяснить следующим.
161. Объяснение поругания креста. — Такой обряд не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви превращались в театры, когда священные предметы осквернялись смешными представлениями, когда древние таинства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым. Читатель может также помнить необыкновенные сцены, впоследствии представляемые в христианских мистериях. Искателя степени тамплиера вводили сначала как грешника, дурного христианина, ренегата. Он отрекался, как апостол Петр, и это отречение часто выражалось гнусным действием — плеванием на крест. Братство принимало на себя труд исправить этого ренегата, поднять его тем выше, чем ниже было его падение. Таким образом, на Пиршестве Идиотов кандидат являлся как бы в состоянии идиотства и унижения, для того чтобы церковь обновила его. Эти комедии, сначала понимаемые как следует, со временем ложно истолковывались и приводили в ужас верных, лишившихся ключа к загадке. амплиеры приняли подобные обряды. Они были отпрысками катаров и манихеев. А катары презирали крест и считали достохвальным топтать его ногами. Но у тамплиеров этот обряд был символическим, как это было доказано во время суда, и относился к троекратному отречению от Христа апостола Петра.
162. Тамплиеры — противники папы. — Но могли быть другие и особенные причины для введения этого обряда и постоянного поддержания вероломства апостола Петра в памяти членов ордена. Мы видели, что тамплиеры во время своего пребывания на Востоке, вследствие этого, пристрастились к доктринам гностиков и манихеев — как это достаточно доказывается если бы недоставало других доказательств, — гностическими или каббалистическими символами, открытыми в могилах и на могилах рыцарей Храма, которые казались им не так развращены, как доктрины римских священнослужителей. Они также знали, какой дурной успех имело провозглашение смерти Христа на кресте в Афинах, вследствие трагедии Эсхила «Prometheus Vinctus» (Побежденный Прометей-лат.), где Океании отрекся от своего друга, когда Господь принес его в жертву за грехи человеческого рода, точно так, как Петр, живший у моря, сделал это относительно Христа. Вследствие этого тамплиеры пришли к такому заключению, что все эти боги, имевшие одно происхождение, были только религиозными поэтическими изображениями солнца, и, видя, какое дурное употребление духовенство делало из этих доктрин они отреклись от апостола Петра и сделались иоаннитами, или последователями св. Иоана. Таким образом, это была тайная ересь, и, по словам некоторых писателей, она-то, в соединении с оппозицией римскому католицизму, которая в ней подразумевалась, так же как огромное богатство сектантов, была причиной их осуждения римской курией.
1бЗ. Бафомет. — Предыдущее объяснение может также дать ключ к значению и имени кумира, в поклонении которому обвинялись тамплиеры. Этот кумир представлял человека с длинной белой бородой, которого называли Бафомет — имя, упражнявшее проницательность многих критиков; но единственное заключение, к которому пришли некоторые из них относительно его происхождения и смысла, заслуживающее некоторого внимания, это мнение Николаи, уверяющего, что оно происходит от греческого «крещение мудростью» и что это изображение, имеющее иногда три головы, представляло Бога, всеобщего Отца; и объяснение де Кенси, с которым я сам согласен, что изображение, иногда представляемое только с двумя головами, означает двух начальников, против которых тамплиеры направляли свои неприязненные действия, то есть папу и Магомета, и в имени Бафомет они смешали имена обоих, отняв первые две буквы от Магомета и заменив их буквами Баи или Паи, первыми буквами слова «папа». Таким образом этой фигурой тамплиеры выражали свою независимость от церкви и церковной веры, и посвященный член назывался «другом Господа, который мог говорить с Богом, если хотел», то есть без посредничества папы и церкви. Из этого становится достаточно ясно, почему тайна считалась ненарушимой и так хорошо хранилась, что мы можем только предполагать ее значение.
164. Последствия падения рыцарей Храма. — С тамплиерами погиб целый мир: рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашел холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильной, и тамплиеры первыми пали под жестокими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нем, управлял им и притеснял его.
URL записиВ общем, нафиг печатне издание, что нужно было, я уже нашел.
Итак, Чарльз Уильям Гекерторн "Тайные общества всех веков и всех стран"
РЫЦАРИ ХРАМА
ТАМПЛИЕРЫТАМПЛИЕРЫ
147. Основание ордена. — Орден рыцарей Храма возник во время крестовых походов. В 1118 г. девять храбрых и благочестивых рыцарей составили общество, соединявшее в себе черты монахов и рыцарей. Они избрали в покровительницы «La douce mere de Dieu» ("Кроткую Матерь Божью" - фр.) и обязались жить сообразно правилам св. Августина, клянясь посвятить свои мечи, руки, силу и жизнь защите таинств христианской веры, оказывать полное повиновение великому магистру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными. Они также произнесли обет целомудрия и бедности, обещая не переходить ни в какой другой орден, не сдавать ни стены, ни фута земли Король Болдуин II дал им часть своего дворца, и так как он стоял близ храмовой церкви, настоятель дал им улицу, ведущую из церкви ко дворцу, и вот почему они назывались «Войском Храма» (militia templi)
148 Успехи ордена — Первые девять лет после учреждения ордена тамплиеры жили в большой бедности. Хуго Де Пэйн и Готфрид Сент-Омер, основатели, имели одну боевую лошадь, факт, увековеченный в печати ордена представляющей двух рыцарей на одном коне. Вскоре после этого папа Гонорий утвердил орден и признал белый плащ — к которому Евгений III прибавил красный крест на груди — отличительной одеждой тамплиеров. Орден также принял знамя, сделанное из полосатого полотна, белого с черным, называемого Босеан (на французском языке это означает пегую лошадь), и это слово сделалось боевым кличем рыцарей. На знамени был крест с надписью «Non nobis, Ljvine, sed nomini tuo da glorian» (Не нам, не нам, а имени твоему - лат).
149. Описание командорств. — Командорства находились в восточных и западных провинциях; первые включали Иерусалим, Триполи, Антиохию, Кипр, последние — Португалию, Кастилию и Леон, Арагон, Францию, а также Фландрию и Нидерланды, Англию, Ирландию, Германию, Италию и Сицилию. Пока Иерусалим находился в руках христиан, главное местопребывание тамплиеров было в этом городе; впоследствии оно было перенесено в Париж, где они воздвигли большое здание, еще недавно известное под названием Тампля. В этом здании Филипп Красивый укрылся во время мятежа в 1306 г., где тамплиеры защищали его, пока ярость народная не утихла. Говорят, что рыцари по неосторожности обнаружили перед королем свои громадные сокровища. Впоследствии, при более грозном восстании, здание, служившее неблагодарному королю убежищем, превратилось в тюрьму для его несчастного преемника; недавно этот памятник королевского вероломства и мстительного рока, поразившего невинного, был срыт.
150. Обвинения против ордена. — К концу двенадцатого столетия в ордене насчитывалось около тридцати тысяч членов, по большей части французов, и великий магистр всегда избирался среди французов. Орден мог набрать большую армию в любой части Востока, и флот их занимал главное место в восточной торговле. Тут «и отошли от своего первоначального смирения и благочестия. Палестина была потеряна, и они не сделали усилий возвратить ее, но часто обнажали меч — который должен был служить только Богу, как они понимали эту фразу, — в войнах тех стран, в которых жили. Они сделались горды и надменны. Умирая, Ричард Львиное Сердце сказал- «Я оставляю скупость цистерцианским монахам, роскошь — монахам нищенствующим, гордость — тамплиерам», — тогда как они, может быть, только чувствовали свое собственное могущество. Английские тамплиеры осмелились сказать Генриху III: «Ты будешь королем, пока справедлив», — зловещие слова, заставившие призадуматься Филиппа, короля французского, который, подобно многим другим государям, желал быть несправедливым безнаказанно. В Кастилии тамплиеры, госпитальеры и иоанниты соединились против самого короля. Может быть, они стремились ко всеобщему владычеству или учреждению Западного государства, как тевтонские рыцари в Пруссии, госпитальеры на Мальте или иезуиты в Парагвае. Но едва ли есть повод к этим обвинениям, особенно к первому, принимая во внимание, что члены ордена были разбросаны по всей земле и могли в крайнем случае захватить правление в каком-нибудь отдельном государстве, как, например, в Арагоне, но не привести в исполнение план, для которого не хватило сил даже у Карла Великого. Более основательные обвинения состоят в том, что они возмутили Палестину своим соперничеством с госпитальерами, вступали в союз с неверными, вели войну с Кипром и Антиохией, свергли с престола короля иерусалимского Генриха II, опустошали Грецию и Фракию, отказались участвовать в выкупе св. Людовика, приняли сторону Арагона против Анжу — непростительное преступление в глазах Франции — и много других обвинений. Но величайшее преступление их состояло в чрезмерном богатстве; следовательно, их падение было предрешено.
151. Заговор против ордена. — Филипп Красивый истратил все до последнего су. Победа при Моне пуще поражения разорила его. Он был обязан возвратить Гвиану и лишался Фландрии. Нормандия восстала против налога, который он был вынужден отменить. Народ в столице был так восстановлен против правительства, что нашли необходимым запретить собрания более чем в пять человек. Как достать денег при подобных обстоятельствах? Евреи не могли дать более ничего, потому что у них все было исторгнуто пенями, заточениями и пытками. Необходимо было прибегнуть к какой-нибудь большой конфискации, не обидев сословий, на которые опиралась королевская власть, и заставить их думать, что стремились не к добыче, а к наказанию злоумышленников, к большей славе религии и торжеству закона. По наущению Филиппа Красивого стали публиковать пасквили против ордена тамплиеров; в этих пасквилях заключались самые нелепые обвинения против его членов в ереси, безбожии и еще худших преступлениях. Большой вес приписывался показаниям против тамплиеров двух ренегатов ордена, флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осужден великим магистром на пожизненное заточение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.
152. Внимание, оказываемое великому магистру. — Бертран де Гот, который благодаря влиянию французского короля сделался папой Климентом V, был убеждаем первым исполнить последнее из пяти условий, на которых король дал ему возможность занять престол св. Петра. Первые четыре условия были обозначены, но Филипп отложил назвать пятое до удобной минуты, и из его последующего поведения нет никакого сомнения, что уничтожение ордена Храма было этим последним условием. Прежде всего надо было захватить великого магистра, Якова Моле. По просьбе папы приехать во Францию посоветоваться о мерах, какие следует принять для завоевания Святой земли, он оставил Кипр и приехал в Париж в 1307 г., в сопровождении шестидесяти рыцарей, и привез с собой 150000 флоринов золотом и столько серебра, что оно было навьючено на двенадцати лошадях, и сложил его в Тампле в Париже.
Чтобы обмануть его, король, план которого еще не созрел, обращался с великим магистром с величайшим уважением, пригласил в крестные отцы к своему сыну и выбрал в числе самых знаменитых лиц нести погребальный покров своей невестки. На следующий день после похорон великого магистра арестовали со всей его свитой, были посланы письма к должностным лицам в провинции, наказывавшие 13 октября 1307 г. захватить всех тамплиеров, их дома и имущество во всем королевстве. Несколько тысяч членов ордена, рыцари и остальные братья, были таким образом взяты в плен.
153. Обвинение против тамплиеров. — Тамплиеров обвиняли в том, что они не признают Христа, Святой Девы и святых, плюют на крест и топчут его ногами, а поклоняются в темной пещере идолу, изображающему фигуру человека, покрытому старой человеческой кожей и с блестящими карбункулами вместо глаз; что они мажут его жиром изжаренных маленьких детей и смотрят на него, как на своего бога; поклоняются дьяволу в виде кошки, жгут тела умерших тамплиеров и отдают пепел младшим братьям примешивать к их пище. Их обвиняли в разных преступлениях, в страшном разврате и в суеверных гнусностях, в которых могут оказаться виновны только сумасшедшие. Чтобы заставить их признаться в этих преступлениях, их подвергали пыткам, не только во Франции, но и в Англии, потому что Эдуард II соединился с Филиппом, чтобы уничтожить этот орден. Много рыцарей в мучениях пыток сознались в преступлениях, в которых их обвиняли; сотни умерли, не сделав никаких признаний; многие, уморили себя голодом или иначе лишили себя жизни в тюрьме. Процесс растянули на семь лет; преследование распространилось на другие страны; в Германии, Испании и на острове Кипр орден был оправдан, в Италии, Англии и Франции, однако, судьба его была решена, хотя одно время была надежда на спасение, потому что папа, видя, что Филипп и Эдуард захватили все деньги и все имущество тамплиеров и, по-видимому, намеревались не дать ему его доли в добыче, принял сторону ордена. Но когда оба короля сделали ему уступки, он опять стал поддерживать их, хотя теперь мы знаем, что он жаловался на малую долю добычи, доставшейся ему.
154. Сожжение рыцарей. — Скука тянувшегося лживого суда оживлялась время от времени казнью рыцарей, не хотевших сознаться в преступлениях, в которых не были виновны. Пятьдесят девять доблестных рыцарей были выведены однажды в поле за монастырем ев Антония, где в землю были вбиты столбы и приготовлены хворост и уголь. Рыцарям предлагалось прощение, если они сознаются; но они отказались и были сожжены на медленном огне. В Санли сожгли девять рыцарей и гораздо больше в других местах. Во всех этих случаях, также и при ужасных сценах в камере пыток, доминиканцы были мнимыми свидетелями.
155. Яков Моле. — Великий магистр оставался в тюрьме пять с половиной лет, и нет никакого сомнения, что его беспрестанно подвергали пыткам. Признание, которое приписали ему, вероятно, было подложным. Наконец, 18 марта 1313 г. он и Ги, великий наставник ордена, были сожжены на медленном огне на маленьком острове на Сене, где впоследствии была воздвигнута статуя Генриха IV; оба до последней минуты клялись в невинности ордена.
156. Таинства тамплиеров. — Не придавая большого значения признаниям, исторгнутым насилием, или доносам, внушенным мщением, жадностью и раболепством, все-таки следует признать, что рыцари Храма в своих верованиях и обрядах имели что-то особенное и таинственное, совершенно отличное от статутов, мнений и обрядов других религиозно-военных обществ. Их продолжительное пребывание на Востоке, в опасной Палестине, переполненной греческими раскольниками и еретиками, которые, будучи изгнаны из Константинополя, укрылись у арабов; их соперничество с госпитальерами, соприкосновение с сарацинским элементом, наконец потеря Святой Земли, повредившая им в глазах света и сделавшая праздной их жизнь, — все это и многие другие обстоятельства подействовали на это учреждение совершенно непредвиденным образом, не согласуясь с направлениями первоначального учреждения, и способствовали появлению идей и обрядов, не совместимых с ортодоксальной мыслью, положившей начало, оживлявшей и укреплявшей это военное братство, и даже совершенно противоречивших ей.
157. Храм и церковь. — Само название ордена некоторым образом указывает на мятежное честолюбие. Храм — более величественное, более обширное и более понятное название, чем церковь. Храм выше церкви; У последней обозначено число основания и место нахождения, первый существовал всегда. Церкви падают, Храм остается как символ родства религий и вечности их духа. Рыцари Храма могли, таким образом, считать себя иереями этой религии, не скоротечной, а постоянной, и искатели могли думать, что орден, делая их защитниками Храма, намерен посвятить их во второе и лучшее христианство, в более чистую религию. Между тем как Храм означал для христиан Святой Гроб, он напоминал мусульманам храм Соломона, и легенда, относившаяся к последнему, служила связью с обрядами франкмасонов и других тайных обществ.
158. Храм — символ Святого Духа. — В другом смысле Церковь можно назвать домом Христа, но Храм — дом Святого Духа. Это та религия духа, которую тамплиеры наследовали от манихеев, от альбигойцев, от сектантского рыцарства, предшествовавшего им. Как защитники гроба Господня, они оставались верны своей вере, но думали, что Господь сошел на землю, чтобы проповедовать именем Вечного Духа, к которому главным образом обращалось их поклонение, и, подобно гностикам и манихеям, они праздновали пятидесятницу больше, чем Пасху, потому что в последнюю сам Божественный Дух снизошел и распространился по лику земли. Таким образом, в некотором смысле это было дополнение, а в другом — отрицание католического догмата: Святой Дух есть всеобщая совесть.
159. Учение тамплиеров. — Обряды при посвящении, монументы, даже процесс показывают преобладание религии Духа в тайных доктринах Храма. Тамплиеры извлекли большую часть своих сектантских и иноверных наклонностей из последнего эпического цикла средних веков — из того периода, в котором рыцарство, очищенное и организованное, отправлялось отыскивать Сан-Грааль, мистическую чашу, принявшую кровь Спасителя, из той эпохи, в которой Восток в нападениях, вооруженный и не вооруженный наукой арабов, кознями и ересями, обратился против Запада.
160. Посвящение, — Многое было сказано о способе посвящения: что оно происходило по ночам в капелле, в присутствии капитула; что все посторонние строго исключались; что сопровождали его развратные обряды и что кандидата принуждали отказываться от креста, проклинать и плевать на него — того креста, за который они пролили столько своей крови, за который пожертвовали своею жизнью. Мы видели, что это было одним из главных обвинений против ордена. Было ли это справедливо? По всей вероятности, было; но этот обряд можно объяснить следующим.
161. Объяснение поругания креста. — Такой обряд не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви превращались в театры, когда священные предметы осквернялись смешными представлениями, когда древние таинства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым. Читатель может также помнить необыкновенные сцены, впоследствии представляемые в христианских мистериях. Искателя степени тамплиера вводили сначала как грешника, дурного христианина, ренегата. Он отрекался, как апостол Петр, и это отречение часто выражалось гнусным действием — плеванием на крест. Братство принимало на себя труд исправить этого ренегата, поднять его тем выше, чем ниже было его падение. Таким образом, на Пиршестве Идиотов кандидат являлся как бы в состоянии идиотства и унижения, для того чтобы церковь обновила его. Эти комедии, сначала понимаемые как следует, со временем ложно истолковывались и приводили в ужас верных, лишившихся ключа к загадке. амплиеры приняли подобные обряды. Они были отпрысками катаров и манихеев. А катары презирали крест и считали достохвальным топтать его ногами. Но у тамплиеров этот обряд был символическим, как это было доказано во время суда, и относился к троекратному отречению от Христа апостола Петра.
162. Тамплиеры — противники папы. — Но могли быть другие и особенные причины для введения этого обряда и постоянного поддержания вероломства апостола Петра в памяти членов ордена. Мы видели, что тамплиеры во время своего пребывания на Востоке, вследствие этого, пристрастились к доктринам гностиков и манихеев — как это достаточно доказывается если бы недоставало других доказательств, — гностическими или каббалистическими символами, открытыми в могилах и на могилах рыцарей Храма, которые казались им не так развращены, как доктрины римских священнослужителей. Они также знали, какой дурной успех имело провозглашение смерти Христа на кресте в Афинах, вследствие трагедии Эсхила «Prometheus Vinctus» (Побежденный Прометей-лат.), где Океании отрекся от своего друга, когда Господь принес его в жертву за грехи человеческого рода, точно так, как Петр, живший у моря, сделал это относительно Христа. Вследствие этого тамплиеры пришли к такому заключению, что все эти боги, имевшие одно происхождение, были только религиозными поэтическими изображениями солнца, и, видя, какое дурное употребление духовенство делало из этих доктрин они отреклись от апостола Петра и сделались иоаннитами, или последователями св. Иоана. Таким образом, это была тайная ересь, и, по словам некоторых писателей, она-то, в соединении с оппозицией римскому католицизму, которая в ней подразумевалась, так же как огромное богатство сектантов, была причиной их осуждения римской курией.
1бЗ. Бафомет. — Предыдущее объяснение может также дать ключ к значению и имени кумира, в поклонении которому обвинялись тамплиеры. Этот кумир представлял человека с длинной белой бородой, которого называли Бафомет — имя, упражнявшее проницательность многих критиков; но единственное заключение, к которому пришли некоторые из них относительно его происхождения и смысла, заслуживающее некоторого внимания, это мнение Николаи, уверяющего, что оно происходит от греческого «крещение мудростью» и что это изображение, имеющее иногда три головы, представляло Бога, всеобщего Отца; и объяснение де Кенси, с которым я сам согласен, что изображение, иногда представляемое только с двумя головами, означает двух начальников, против которых тамплиеры направляли свои неприязненные действия, то есть папу и Магомета, и в имени Бафомет они смешали имена обоих, отняв первые две буквы от Магомета и заменив их буквами Баи или Паи, первыми буквами слова «папа». Таким образом этой фигурой тамплиеры выражали свою независимость от церкви и церковной веры, и посвященный член назывался «другом Господа, который мог говорить с Богом, если хотел», то есть без посредничества папы и церкви. Из этого становится достаточно ясно, почему тайна считалась ненарушимой и так хорошо хранилась, что мы можем только предполагать ее значение.
164. Последствия падения рыцарей Храма. — С тамплиерами погиб целый мир: рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашел холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильной, и тамплиеры первыми пали под жестокими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нем, управлял им и притеснял его.